Зикр с Бейбутом

Боровое. Август 2005. прошел почти год, но я все помню, как вчера.

По дороге в Боровое Па и Бо рассказывали о парне, который проводит в Караганде зикры. Я заинтересовалась, но в связи с насыщенностью фестиваля, не вспомнила о нем.

Это Есмагамбетов Бейбут проводил занятия по своей методике, основанной на системе "Белояр". Славный человечек, я его нежно полюбила, общаясь на фестивале, но паралелли с проведением им зикров не проводила. Я с удовольствием стояла с ним в кругу во время танцев Па и Бо, хотя он старательно от меня сбегал. Ему мешало то, что я быстро ухожу в транс и сбиваюсь с ритма. Но, ясно-понятно. что у него не было выбора, и я в основном выбирала его руки для соседства в нашем мистическом кругу. как выяснилось в последний день - неспроста :)

Последний день фестиваля, вечерние зикры. Па и Бо от йоги, семинаров и танцев умотались так, что решили изменить обычную программу. И предложили Бейбуту провести зикр. Говорить о том, как я была шокирована, значит ничего не сказать. Общаться неделю с человеком на любую тему, кроме самой интересной для меня: надо же так опростоволоситься.

Бейбут вышел из круга, встал в центр. Мы стоим в двух кругах, за руки не держимся. Движения: на месте переступать с ноги на ногу, вправо-влево, не перемещаясь по кругу. Хлопать в ладоши в соответствии с ритмом, который он задает.

Он ведет партию. Читает молитву на арабском: "Ля Иллаха иль Алла" и далее части из "Фатихи", каноны. Мы за ним то повторяем только какую-то часть, то тянем последнюю ноту, то через два три шага поем одновременно с ним. Зикр - "повторение". Он импровизирует, ритм меняется, все внимание на нем. Народ вначале растерялся. Насколько это не похоже на зикры Па и Бо. Я, зная молитвы и давно интересуясь зикрами, пыталась хоть как-то выровнять партию в кругу, когда необходимо было петь иначе, чем ведущий. Долго описывать, но на самом деле очень просто, когда Бейбут объясняет.

Для того. Чтобы дети ушли из зала, не отвлекали своими играми возле родителей, пришлось выключить свет, пели почти в полной темноте. Свет не позволял различать даже лиц. Отчего изменилось ощущение пространства и количества людей в зале, нас вдруг стало очень много и мы стояли плотно друг к другу.

Когда Бейбут начал петь, его голос изменился. Было ощущение, что он стоит на краю обрыва и поет-кричит на весь мир. Он мгновенно утащил весь круг туда, где источник его силы. Картинки утягивали, но если идти у них на поводу, то сбиваешься с ритма, а Бейбут не оставлял ритм монотонным. Темп зикра то нарастал, убыстрялся, то замирал и вновь взрывался. Невозможно было отследить последовательность, казалось, Бейбут импровизирует с потоком. На пике темп казался сумасшедшим, тела кипели.

Весь зикр пришлось выкладываться максимально. Вниманием, осознанностью, чувствами. Время остановилось. Зал со своими стенами исчез. Ни у кого в зале не осталось ни единого шанса скрыться от шквала картинок, ощущений, эмоций.

В какой-то момент открываю глаза и: падаю на колени, прибитая белоснежным прозрачным столбом света, распространившимся на оба круга с эпицентром в точке, где находится Бейбут.

Бейбут стоит в столпе света, даже не он, а его тело: привычного Бейбута там не было, он казался огромным, неземным и одновременно невозможно любящим: "Воин духа". Возможно так они и выглядят. Я не могла встать, свет прижимал мое тело к полу, и я нашла только один способ вернуться в круг: максимально раскрыться этому свету.

Сколько длился зикр, не знаю: навряд ли кто-то занет: остановок не было. Когда Бейбут замер перед очередным рывком, Па сказал ему остановиться, чтобы мы сделали задержки.

Бейбут вышел из зала, но Свет остался. Мы стояли все в его потоках и кайфовали. Па и Бо провели "Бисмиллу".. Мы медленно поднимали руки к серебристым струям света, скользили по нему руками, пели ему о своей любви к нему. Возможно, свет этот и сейчас в темноте освещает тот небольшой спортивный зал где-то в Казахстане.

После "Бисмиллы" Па и Бо попрощались, поблагодарили всех за участие на фестивале. Я выбежала из зала, разыскивать Бейбута. Он стоял в вестибюле и я видела, что он еще поет зикр. Я взяла его за руку и зависла не знаю на сколько, и только слезы благодарности лились из глаз. Благодарности и грусти, что это был последний вечер, и, возможно, больше зикров с Бейбутом у меня не будет. :(

Альмира Низамеева

 

Hosted by uCoz